От F-14 к F/A-18.

Обсуждения на свободные темы

От F-14 к F/A-18.

Сообщение potatomaniya » 15 янв 2011, 00:33

Изображение



Макдоннел-Дуглас F/A-18 (англ. McDonnel Douglas F/A-18 Hornet (англ. «шершень», произносится «Хорнет») — американский палубный истребитель-штурмовик, разработанный в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолётом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях против Ливии, Ирака, Югославии.
В ряде источников самолёт упоминается как F-18, что является некорректным, поскольку такое обозначение было упразднено в 1982 году. Строго говоря, правильное обозначение самолёта в Вооружённых Силах США согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов Министерства обороны США (DoD 4120.15-L, 12 мая 2004) — FA-18, однако написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается даже в авиационных справочниках. В настоящее время обозначение F-18 официально используется ВВС Финляндии.


Технические характеристики
Скрытый текст:
Назначение: палубный истребитель-штурмовик

Первый полёт: 18 ноября 1978 года
Принят на вооружение: 7 января 1983

Производитель: Макдоннел-Дуглас
Всего построено более 1500

Характеристики:
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость на высоте: 1915 км/ч
Боевой радиус: 740—1065 км
Дальность полёта с ПТБ: 3 340 км
Практический потолок: 15 240 м
Скороподъёмность: 13 715 м/мин

Размеры:
Длина: 17,07 м
Высота: 4,66 м
Размах крыла: 11,43 м
Площадь крыла: 37,16 м²
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: 20 °

Масса:
Пустой: 11 200 кг
Снаряжённый: 16850 кг
Макс. взлётная: 23 400 кг

Силовая установка:
Двигатели: Дженерал Электрик F404-GE-400
Тяга (мощность): 2x4900 кгс
Тяга форсажная: 2x7260 кгс

Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 1x20 мм
Боезапас: 570 патр.
Кол-во точек подвески: 9
Масса подвесных элементов: 7030 кг


История создания
Скрытый текст:
Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Нортроп, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 «Файтинг Фалкон». На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой Макдоннел-Дуглас, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.
1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»).

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года[5]. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.
Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, и уже в мае новые машины начали поступать в ВМС.
В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолета, без учета стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн. долл.


Конструкция
Скрытый текст:
По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надежности. Небольшие габариты этого самолета, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК излучение, наличие бортовых средств РЭБ – все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолета.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлетов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием задерживающего крюка.

Крыло - многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полете. Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников.
Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины летчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.

Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные емкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом.
Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5. Самолет изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6%), используются высокопрочные стали (16,7%), титановые сплавы (12,9%), композиционные материалы (9,9%) и другие материалы (10,9%). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки - слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции планера самолета предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок. В конструкции шасси самолета (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.
Силовая установка самолета состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолета на свою базу. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.
[править]Бортовое оборудование



Эксплуатация
Скрытый текст:
Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эксадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остаётся единственным боевым самолётом, базирующимся на американских авианосцах. Эта ситуация будет сохраняться до вступления в строй истребителей F-35.
С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».
К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.



Варианты самолета F/A-18
Скрытый текст:
F/A-18B - двухместный учебно-боевой вариант самолета F/A-18.

F/A-18C - одноместный истребитель-бомбардировщик с усовершенствованным БРЭО и вооружением. С конца 1989 г. выпускается в модификации "Найт Аттэк" с оборудованием для всепогодных ночных ударов.

F/A-18D- двухместный вариант самолета F/A-18C с оборудованием для всепогодных ночных ударов.

CF-18A и CF-18B - одно- и двухместные варианты для ВВС Канады. Поставлено 138 самолетов (1982-1988 гг.).

AF-18A и ATF-18A- одно- и двухместные варианты для ВВС Австралии. Поставлено 75 самолетов (1985-1990 гг.).

EF-18 (С. 15 и СЕ. 15 - испанское обозначение) - одно- и двухместные варианты для ВВС Испании. Поставлено 72 самолета (1986-1990 гг.).

F/A-18D (RC) - двухместный разведчик с контейнерной системой ATARS.

F/A-18E/F "Super Hornet" - усовершенствованный истребитель-бомбардировщик с установкой новых двигателей F414 и новым БРЭО.

F/A-18 - поставлялся также Кувейту (40), Финляндии (64) и Швейцарии (34).



http://ru.wikipedia.org/



Компоновочная схема (Страница тяжёлая)

Скрытый текст:
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
potatomaniya
Сержант
Сержант
 
Посты: 538
Зарегистрирован: 01 авг 2009, 01:00
Откуда: Под убкой у Мисы XD

Вернуться в Обо Всем

cron